Приблизительное время чтения: 5 минут
18 апреля высшее руководство Boeing, возглавляющее программу по разработке и созданию ракеты Space Launch System/SLS, включая Дэвида Датчера (David Dutcher) и Стива Снелла (Steve Snell), созвало общее собрание более чем 1000 сотрудников, работающих над созданием этой ракеты.
По словам двух человек, знакомых с ходом этого собрания, руководители объявили о предстоящем увольнении и переводе на другую работу значительного числа занятых в этой программе сотрудников. Было названо несколько причин для сокращений, в том числе сдвиг сроков лунных миссий НАСА Artemis, в которых будет использоваться Space Launch System.
В тот же день в предоставленном заявлении пресс-секретарь Boeing подтвердил сокращение: «В связи с внешними факторами, не связанными с качеством выполнения работ по программе SLS, Boeing пересматривает и корректирует текущую численность занятого в ней персонала».
Лучше поздно, чем никогда?
В течение почти полутора десятилетий Boeing возглавляла разработку центрального блока тяжёлой ракеты Space Launch System, которую НАСА намерено использовать для запусков космических кораблей Orion для пилотируемых полётов на Луну.
Этот контракт был «золотым дождём» для Boeing и подвергался жёсткой критике в течение многих лет за его чрезмерную дороговизну, по мере того как НАСА тратило многие миллиарды долларов на разработку ракеты, использующей основные двигатели и другие элементы Space Shuttle. Кроме того, первоначально предполагалось, что ракета совершит первый полёт в конце 2016 или 2017 г., но он состоялся только в ноябре 2022 г. А главный инспектор НАСА охарактеризовал управление программой по созданию SLS со стороны Boeing как «неудовлетворительное».
Тем не менее, когда полтора года назад дебют Space Launch System состоялся, ракета показала отличные результаты, отправив к Луне беспилотный космический корабль Orion. После этого НАСА объявило SLS «рабочей» и Boeing приступила к производству ракеты, которая доставит космический корабль с астронавтами к Луне.
Так что в каком-то смысле эти сокращения были неизбежны. Boeing потребовалось много ресурсов для проектирования, разработки, испытания и создания программного обеспечения для этой ракеты. Теперь, когда этап разработки завершён, вполне естественно, что компания собирается сократить объём работ по разработке центрального блока SLS.
В заявлении Boeing об этом не говорится, но источники сообщили Ars, что в конечном итоге под сокращение могут попасть сотни сотрудников. В основном эти сотрудники будут направлены на ракетные предприятия компании в Алабаме, Луизиане и Флориде. Сокращения коснутся как программы центрального блока, так и программы Exploration Upper Stage/EUS – новой верхней ступени этой ракеты, работа по которой также начинает переходить от разработки к производству.
Ожидание создания других элементов по программе Artemis
Когда Boeing ссылается на «внешние факторы», компания имеет в виду срыв сроков реализации программы НАСА Artemis. В январе официальные представители космического агентства объявили о примерно годичной задержке миссий: Artemis II (пилотируемый облёт Луны) – до сентября 2025 г.; Artemis III (посадка на Луну) – до сентября 2026 г. Но ни один из этих сроков не является твёрдо установленным. Возможны дальнейшие задержки для Artemis II и, вероятно, для Artemis III, если НАСА будет придерживаться текущих планов программы.
Хотя Space Launch System будет готова согласно текущему графику, если не случится какой-нибудь катастрофы, создание в срок остальных элементов остаётся под вопросом. Что касается Artemis II, то НАСА до сих пор не устранило проблему с теплозащитой Orion. Она должна быть решена, прежде чем программа получит «зелёный свет» на продолжение в следующем году.
Для Artemis III проблемы ещё более серьёзные. Для этой миссии НАСА необходимо иметь лунную посадочную версию космического корабля Starship, предоставляемую SpaceX, а также скафандры для работы на лунной поверхности, поставляемые Axiom Space. Оба этих главных элемента миссии по-прежнему находятся на стадии разработки.
Кроме того, НАСА сталкивается с бюджетными проблемами. Впервые за более чем десятилетие агентству грозит сокращение бюджета. На этой неделе администратор космического агентства Билл Нельсон (Bill Nelson) заявил Конгрессу: «В условиях сокращения средств мы должны сделать очень сложный выбор». Среди прочего можно было бы попытаться использовать будущее финансирование Space Launch System для укрепления других элементов программы Artemis.
Один из источников, знакомый с информацией о внутреннем совещании в Boeing, проведённом 18 апреля, сообщил, что космическое агентство обратилось к компании в начале этого года и, по сути, заявило, что Boeing будет получать меньше средств по мере снижения объёма деятельности по разработке Space Launch System. Компании был предоставлен выбор: «растянуть» получаемое финансирование или приостановить его на год из-за задержек в программе Artemis. Boeing предпочла «растянуть», и это стало причиной сокращений персонала.
Было бы легко, но несправедливо, обвинять SpaceX и Axiom в задержках будущих миссий Artemis. Конгресс одобрил создание SLS в 2010 г., но Boeing получала финансирование на соответствующие работы начиная с 2007 г. Для сравнения, НАСА начало финансировать работы по лунному посадочному аппарату Starship только в конце 2021 г., а скафандры Axiom – в 2022 г. В некотором смысле эти разработки являются такими же, если технически не более сложными, как и работы по Space Launch System.
1 комментариев
[…] по освоению дальнего космоса включает в себя ракету Space Launch System (SLS), наземные системы разведки, космический корабль […]