Приблизительное время чтения: 4 минуты
НАСА объявило о новом подходе к решению проблемы переполненности околоземной орбиты, которая представляет всё большую опасность. Агентство разработало стратегию обеспечения космической устойчивости, в которой основной упор делается на анализ проблемы, а не на технологиях для её решения.
9 апреля НАСА опубликовало первый том комплексной стратегии Space Sustainability Strategy1, в которой ставятся шесть целей, чтобы лучше понять растущие риски, связанные с мусором на околоземной орбите, и способы снижения этих рисков.
Как заявила заместитель администратора НАСА Пэм Мелрой (Pam Melroy) на 39-м Космическом симпозиуме (39th Space Symposium), эта стратегия направлена на решение сложной задачи. «Я не очень уверена в том, какие шаги на самом деле окажутся наиболее эффективными, – сказала она, подчёркивая, что предыдущие анализы были слишком упрощёнными. – Мы находимся на том этапе, когда здравый смысл и интуиция больше не помогут».
Именно поэтому, по её словам, первая цель новой стратегии – лучше понять всю сложность проблемы. «Нам необходимо выработать общепринятую концепцию оценки космической устойчивости. Сотрудничая с национальными и международными заинтересованными сторонами, мы стремимся создать общую основу и общую перспективу».
«Основа стратегии – это фундаментальная вещь для достижения успеха, – сказала на брифинге Чарити Уиден (Charity Weeden), помощник администратора Управления технологий, политики и стратегии НАСА (Office of Technology, Policy, and Strategy). Она будет включать в себя экономические и технологические аспекты устойчивости. Это будет вы-глядеть сложно, потому что сама задача сложная».
По словам Мелрой, эта основа позволит НАСА и другим организациям лучше определить, какие неопределённости являются наиболее критическими. Вторая цель стратегии – определить наиболее важные факторы неопределённости, влияющие на космическую безопасность.
«Мы хотим добиться значительных улучшений в понимании и прогнозировании космической обстановки, изучить новые эксплуатационные подходы и определить экономически эффективные методы ограничения образования космического мусора», – добавила она. Это же касается управления рисками, связанными с существующим мусором.
Только тогда, по её словам, НАСА будет готово инвестировать в технологии для обеспечения устойчивости космоса. «Это то, к чему все приходят в первую очередь. Мы думаем, что это на третьем месте».
Затем НАСА разработает портфель технологий для решения проблем, возникающих в процессе разработки, и устранения критических неопределённостей. Эти технологии будут включать в себя управление всеми аспектами деятельности, непосредственно связанной с орбитальным мусором, улучшение космической ситуационной осведомлённости, координацию трафика и понимание окружающей среды.
В рамках этой цели НАСА разработает планы перехода к использованию этих технологий другими пользователями. «Мы стремимся принести пользу всему космическому сообществу, а не только НАСА», – сказала Мелрой.
Две другие цели касаются политики и координации. НАСА работает над обновлением своей внутренней политики по предотвращению образования космического мусора и поддержке активного удаления мусора. Внутренняя политика агентства ограничивает уровень поддержки НАСА технологий активного удаления мусора. Сейчас агентство хочет смягчить её. «Нам нужно будет немного расширить границы», – заявила Мелрой на брифинге.
Политика также предписывает НАСА координировать свои действия с другими агентствами в рамках федерального правительства, а также с коммерческими и международными пользователями космоса. Одним из примеров является текущая работа с Бюро космической торговли (Office of Space Commerce/OSC) над системой координации гражданского космического трафика (Traffic Coordination System for Space/TraCSS).
«Мы гордимся тем, что сотрудничаем с OSC, – отметила Мелрой на брифинге, упомянув о сотрудничестве в области исследований и разработок TraCSS. – Я надеюсь, что если мы разработаем эту стратегию, то она послужит источником инвестиций в их технологии».
Шестая и заключительная цель касается внутренней организации НАСА в этом вопросе. В ближайшие месяцы агентство планирует ввести должность директора по обеспечению космической устойчивости для руководства реализацией стратегии.
По словам Мелрой, пока преждевременно обсуждать финансирование стратегии, особенно инвестиции в технологии, поскольку агентство в ближайшей перспективе сосредоточится на достижении основной цели. «Давайте сначала разберёмся, что мы делаем и какое влияние это окажет».
Она добавила, что, поскольку в НАСА уже ведётся внутреннее планирование бюджета на 2026 ф.г., который должен быть опубликован в начале следующего года, финансирование проектов по развитию технологий космической устойчивости, которые появятся в результате реализации стратегии, возможно, придётся отложить до предложения на 2027 ф.г.
В своём выступлении Мелрой подчеркнула, что работа НАСА в области космической устойчивости будет сосредоточена на науке и технологиях и агентство не заинтересовано в принятии на себя какой-либо регулирующей или оперативной роли.
«Есть люди, которые хотели бы видеть нас в качестве космической береговой охраны, – сказала она. – Как научно-техническая организация, мы должны разрабатывать эти возможности, а затем передавать их пользователям».
Несмотря на то, что НАСА придерживается взвешенного подхода, Мелрой подчеркнула актуальность проблемы. Она рассказала о сближении космического аппарата TIMED НАСА и вышедшего из строя российского спутника «Космос-2221» 28 февраля. Ни один из спутников не смог совершить манёвр, чтобы избежать столкновения, и, по словам Мелрой, проведённый позже анализ показал, что аппараты прошли менее чем в 10 м друг от друга, едва избежав катастрофического столкновения.
«Это очень шокировало меня лично и всех нас в НАСА, – поделилась она. – Случай с TIMED действительно напугал нас всех».