Европейская комиссия отложила две важные космические инициативы – закон о космосе и контракт на создание спутниковой группировки – как минимум до лета этого года.
На заседании парламентского комитета Европейского союза (ЕС) 9 апреля Тьерри Бретон (Thierry Breton) заявил, что выпуск проекта космического законодательства ЕС, который ожидался в начале этого года, вероятно, будет отложен до окончания парламентских выборов в июне.
«Мы вступаем в предвыборную кампанию и понимаем, что, следовательно, всё может затянуться. Поэтому работа над этим вопросом возобновится после лета», – сказал он о предлагаемом законе, который, по его словам, находится на очень ранней стадии.
Это застало многих наблюдателей врасплох. В январе официальные лица ЕС заявили, что планируют опубликовать проект закона, содержание которого пока не раскрывается, к концу марта. Хотя комиссия пропустила этот крайний срок, 4 апреля представитель комиссии заявил, что проект закона будет опубликован позднее в этом месяце.
Европейская комиссия раскрыла несколько подробностей о том, что будет содержать законопроект. Бретон и другие официальные лица заявили, что он поможет создать «единый рынок» ЕС для космоса, гармонизировать различия в национальных космических законах, а также решить такие вопросы, как устойчивое развитие космоса и кибербезопасность. Положения, вероятно, будут распространяться как на европейские космические компании, так и на те, которые хотят вести бизнес на территории ЕС.
Один из членов Европейского парламента, Никлас Ниенасс (Niklas Nienass), призвал Бретона ускорить принятие предлагаемого закона о космосе. «Мистер Бретон, мы знаем, что время не ждёт, – заявил он на заседании комитета. – Пожалуйста, опубликуйте проект до выборов, потому что мы сможем начать работать над ним, принимая политическое решение после выборов».
Однако другой член комитета не обеспокоен задержкой. «Мы с нетерпением ждём проект космического законодательства ЕС, но, конечно, понимаем трудности, – отметил Кристоф Грудлер (Christophe Grudler), сославшись на предстоящие выборы. – Если нам потребуется несколько дополнительных месяцев, это не так уж и серьёзно. Нам нужно хорошее, надёжное предложение, чтобы покончить с Диким Западом в космосе».
Герман Людвиг Меллер (Hermann Ludwig Moeller), директор Европейского института космической политики (European Space Policy Institute), сказал 10 апреля в интервью во время 39-го Космического симпозиума (Space Symposium), что, хотя он ожидает, что ЕС в какой-то момент примет закон о космосе, задержка вносит неопределённость как в сроки принятия закона, так и в его содержание.
«Я бы ожидал некоторого отсутствия последовательности, – признал он. – Особенно если после выборов произойдут изменения в руководстве Европейской комиссии».
По его словам, он был удивлён задержкой, но, как и многие другие, мало что знает о конкретном содержании закона, кроме комментария одного из чиновников ЕС о том, что законопроект состоит из 150 страниц. По его словам, одной из возможных причин задержки является давление со стороны компаний, которые опасались, что законопроект введёт требования, делающие их менее конкурентоспособными.
Европейская комиссия, похоже, также отложила заключение контракта на разработку спутниковой группировки Infrastructure for Resilience, Interconnectivity and Security by Satellite/IRIS, которая обеспечит безопасную широкополосную связь. В январе промышленный консорциум, в который входят Airbus Defence and Space, Thales Alenia Space и Arianespace, заявил, что завершает подготовку окончательного предложения для комиссии по этой группировке, ожидая, что контракт будет заключён к концу марта.
На заседании парламентского комитета Бретон заявил, что комиссия всё ещё работает над окончательным оформлением контракта, и не стал уточнять, когда это будет сделано. «Существует независимый комитет, который работает над процессом оценки. Работа ведётся очень серьёзно».
По мнению Мюллера, этот процесс осложняется тем фактом, что IRIS, в отличие от навигационной системы ЕС Galileo или системы дистанционного зондирования Земли Copernicus, будет создаваться в рамках государственно-частного партнёрства. «Это сложно по определению, – пояснил он, – соответственно это будет очень сложно».
Он также выразил сомнения в эффективности единого отраслевого консорциума для IRIS, объединяющего производителей и поставщиков услуг. Есть также опасения по оду стоимости группировки: по некоторым данным, реальная стоимость может вдвое превысить официальную цену в €6 млрд ($6,4 млрд).
На слушаниях Ниенасс заявил, что его беспокоит жизнеспособность IRIS. «Нынешнее предложение намного дороже и не приносит европейскому народу никакой дополнительной выгоды, когда речь идёт о космической связи, – отметил он. – Я не представляю, чтобы бюджетный комитет или мы в целом могли предложить увеличить расходы почти на €4 млрд на это предложение».